667-й ночной бомбардировочный авиационный полк

 
667-й легкобомбардировочный авиационный полк

 

 

 

Полк сформирован 15 ноября 1941 года на базе Таганрогской авиационной школы  пилотов, эвакуированной  летом 1941 года в Омск.

 

 

Имел на вооружении самолет Р-5. Экипаж самолета состоял из 2-х человек - пилота и стрелка- бомбардира. Командиром полка был назначен участник Гражданской войны капитан Шутеев Григорий Петрович (с марта 1942 года - майор), комиссар полка - батальонный комиссар А. Сучков.

 

Полк формировался  в считанные дни. Пилоты получили самолеты, совершили по несколько тренировочных полётов ночью,  были направлены на Волховский фронт. В середине января 1942 года полк был включен в состав 4-й армии.

 

13 января 1942 года под Волховом началась Любанская операция, целью которой стало оттеснение противника от Ладожского озера. Основной задачей являлось снятие блокады Ленинграда.

 

По замыслу командования полку, как в целом и авиации Волховского фронта, предписывалось устраивать немцам всевозможные неприятности: мешать железнодорожным переездам, вести разведку и корректировку артогня. Действует в районе городов Любань, Чудово, производя ночные бомбардировки, осуществляя связь и разведку.

 

«15.5.42 г.

Разведка по маршруту Тур, Бабино, Любань, Тосно, Л- Корпуд, Каменка, Голубочка, Чудово, Ж- Гора.

Заград. огонь, прожектора, истребители противника. Выкарабкались удачно. Полярная  ночь – хуже зенитного огня.

Дезинфекция, в Будогощи…»

(Из дневника Бориса Васильевича Лопатина)   

   

С марта по июнь 1942 года в связи с нарушением противником  коммуникаций наших войск, из-за весенней распутицы полк выполнял задачи по снабжению войск армии боеприпасами и продовольствием, эвакуации раненых, сбрасывая на войска противника агитационные листовки. Это были тяжелейшие бои на плацдармах Кириши и Грузино. Многие военнослужащие за подвиги, совершенные в этих боях, были награждены государственными наградами.

«В марте месяце, выполняя ответственное задание по доставке продуктов нашим войскам, находившимся в окружении, при низкой облачности 300-350 м, при снегопаде, тов. Попов был подбит зениткой противника, перебиты были тросы элеронов.  Он все же задание выполнил, доставил продукты нашим войскам, произвел там посадку, организовал быстрый ремонт самолета и на 3-й день прилетел на свой аэродром. Таких примеров в боевых полетах тов. Попова не мало. Он уничтожил 10 железнодорожных вагонов, поджог 15 домов в укрепленных пунктах противника, уничтожил 20 автомашин с пехотой и грузом… »

(Из наградного документа на пилота лейтенанта Попова Александра Александровича. Погиб 8.12. 1942 г.)   

В июле 1942 года, потеряв почти все самолеты, полк был выведен на переформирование  в Приволжский военный округ, переобучен, вооружен самолетами ИЛ-2 и переформирован в 667-й штурмовой авиационный полк (667-й ШАП).

Включен в состав 292-й штурмовой авиадивизии  1-го штурмового авиакорпуса (292-я ШАД).

«25.09. 1942. В состав авиадивизии прибыл 667 ШАП в составе 30-ти самолетов ИЛ-2, произвел посадку на аэродром Подлипки. Командир полка майор Шутеев. Комиссар полка батальонный комиссар Оначек. Один самолет ИЛ-2 667 ШАП, пилотируемый пилотом сержантом Синицыным при заходе на посадку на аэродром Подлипки промазал, высоко выровнял и с высоты 5-7 метров упал на колеса, подломал оба шасси и погнул руль.

 Один самолет 667 ШАП  остался на аэродроме Кряш, второй на аэродроме Мертовщина, причина отставания - неисправная материальная часть».

 Из Журнала боевых действий 292-й штурмовой авиадивизии   
 (Подлипки - деревня в Подмосковье с 22 июля 1942 г. по 12 февраля 1943 г.)   

 

 

Командиром 292-й ШАД был прославленный советский летчик, Герой Советского Союза Каманин Николай Петрович.

 

 

Здесь в Подмосковье, находясь в Резерве Ставки ВГК, полк  в составе дивизии продолжил обучение на штурмовиках ИЛ-2.

 

 

«3.10.42 г. 667 ШАП производил штурмовые действия с имитацией бомбометания на Ногинском полигоне: вылетело  4 самолета. Налет 3 часа 17 минут, из них один самолет ИЛ-2, летчик Пушкарев задание не выполнил по причине: после взлета отстал от ведущего, временно потерял ориентировку и произвел посадку на свой аэродром благополучно…» 

Из Журнала боевых действий 292-й штурмовой авиадивизии   

15 октября 1942 года полк перелетел на аэродром в районе Андреаполя (ныне - Тверская область) и приступил к боевой работе, участвуя в Великолукской наступательной операции Калининского фронта.

До конца 1942 года действует западнее Ржева. Основной задачей полка было прекращение движений противника по железнодорожным веткам Смоленск - Вязьма и Мостовая – Ржев. Первый вылет совершил 29 октября 1942 года.

«30.10. 42 г. 667 ШАП в течение дня ставились задачи штурмовки действующими по ж.д. эшелонам на участке станций Кардымово, Дорогобуж с высоты 800 метров. По наблюдению экипажей уничтожено 3-4 крытых вагона и 1 паровоз.

 … Уничтожено 3 автоцистерны и одна автомашина… Свои потери: летчик сержант Тищенко  и стрелок сержант Семенов с боевого задания не вернулись…»

Из Журнала боевых действий 292-й штурмовой авиадивизии   

« С ноября 1942 года действует в основном в районе города Белого (Тверская область) на подступах к Ржеву, поддерживающая 41-ю армию»

Из Журнала боевых действий 292-й штурмовой авиадивизии   
(Архив ЦАМО. Фонд 20048, Опись 1, Дело 10)   

«25.11.42 г. В период 15.10-16.30 2 самолета ИЛ-2, ведущий ст. лейтенант Кузнецов (667 ШАП), производили штурмовку живой силы и техники противника в районе г. Белый. Произведено 2 самолето-вылета. Налет 2 часа 40 минут. Потерь нет…

667 ШАП в течение дня 26.11.42 г. штурмовыми действиями уничтожил живую силу и мотомехчасти противника по дороге Белый, Владимирское и артиллерийско-минометные батареи на юго-восточной окраине г. Белый и ж.д. эшелоны на станции Никитинка, Тупик, Владимирское.

Летало 23 самолета ИЛ-2. Уничтожено до 24 автомашин с пехотой и грузом, 2 автомашины с горючим. Подавлен огонь артиллерийской батареи и 4-х зенитных батарей. Воздушным стрелком сержантом Гончаровым сбит один МЕ-109. Рассеяно и частью уничтожено до 2-х взводов пехоты и эскадрона конницы.

Потери: не вернулись с боевого задания старший политрук Бородкин, лейтенант Аргучинский, сержант Акулов, стрелок сержант Бондаренко…

30.11.42 г. 667 ШАП в течение дня штурмовыми и бомбовыми ударами действовал по артиллерии, танкам,  автомашинам и скоплениям пехоты в районах: южн. окр. Белый, Сельхозшкола, Парнево».

 

В декабре 1942 года командиром полка был назначен штурман полка майор Рымшин Дмитрий Кузьмич. В декабре 1942-январе 1943 года полк в основном действовал под Великими Луками и Новосокольниками. В феврале-марте 1943 года наносит удары в ходе Демянской операции, действуя в районах Демянска, Старая Русса.

15 января 1943 года капитан Бородкин Степан Романович, вблизи родной деревни Михали Смоленской области совершил огненный таран, направив горящий самолет  на танки врага.

 

В 2011 году в районе поселка Демянск был найден самолет ИЛ-2 в болоте на глубине 71 метр. Ориентировочно самолет был сбит 17 февраля 1943 года. Поисковикам удалось по номеру самолета 301306 выяснить, что он принадлежал 667 ШАП. Экипаж: пилот ‑ младший лейтенант Рит Владимир Иванович, командир звена; бортстрелок – старший сержант Шопенков Александр Григорьевич, который считался пропавшим без вести.

 

В марте 1943 года командиром дивизии был назначен  полковник (с 28 мая 1943 года - генерал-майор) Агальцов Филипп Александрович, в будущем маршал авиации, Герой Советского Союза.

 

 

 В начале апреля полк в составе дивизии был передислоцирован на южный фас Курской дуги и включился в боевую работу. 27 апреля 1943 года наносит удар по аэродрому Харьков-Сокольники.

«27.4.43 была поставлена задача во что бы то ни стало уничтожить самолеты противника на аэродроме Сокольники в районе города Харькова. На выполнение этой задачи он повел группу в составе 5 самолетов – молодых летчиков в первый бой…»

(Из наградного листа на заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Ляхова Г.М.)   

Перед началом Курской битвы полк  прошел интенсивную подготовку к ночным полетам. В ночи 7 и 8 июля  1943 года уничтожает переправы в районе Ячнева Колодезя (село в Белгородской области), наносит удары по скоплениям противника и запасам. Однако полеты ночью были прекращены, как из-за малой пригодности ИЛ-2,  так и из-за того, что требовались массированные штурмовки днем. Принимает активное участие в Курской битве, в том числе действует над Прохоровкой, а затем в последующей Белгородско-Харьковской операции Воронежского фронта. 24 июля 1943 года принял участие в штурмовке железнодорожной станции Белгород.

Полк участвует в боях за освобождение городов Красноград, Полтава, Кременчуг, Кировоград, Умань, в ликвидации окруженной группировки немцев в районе Корсунь-Шевченковский, при форсировании рек Днестр и Прут произвел 1337 успешных боевых вылетов.

18 августа группой в 18 самолетов действует под Харьковом в районе  населенных пунктов Ржавец, Бабай, Яковлевка, Безлюдовка, потерял 6 самолетов  и еще 10  вернулись на базу с повреждениями.

 

Среди невернувшихся был младший лейтенант Агеев Виктор Филиппович.

«За время командования 667 штурмовым авиационным полком майор Рымшин проявил себя как отличный командир, умеющий обучать летный  состав  боевым действиям на опыте Отечественной войны как ночью, так и в сложных метеорологических условиях…

Под его руководством полк вел боевые действия по штурмовке техники и живой силы противника на Белгородском направлении, в результате чего уничтожено: 128 танков, 260 автомашин, 5 орудий, 4 ДЗОТа, до 800 гитлеровцев, взорвано 7 складов с горючим и боеприпасами, при этом произведено 293 боевых самолета-вылета, из них ночью - 30…»

«Всего за период с 18.7.1943 г. уничтожено до 76 танков, до 205 автомашин с войсками и грузами, 57 орудий полевой и зенитной артиллерии, взорвано 22 склада с горючим и боеприпасами, сбито в воздушных боях 8 самолетов противника»

(Из наградных документов на командира полка Д.К. Рымшина)   

 «8 января 1944 г. войска 2-го Украинского фронта освободили Кировоград. В дальнейшем им предстояло уничтожить и окруженные части противника в районе Лелековки начались упорные бои. Две колонны вражеских  танков и автомашин из  Новониколаевки и района Пятихаток подходили к Обозновке, стремясь оказать помощь окруженной группировке. Чтобы остановить и дезорганизовать их движение, с аэродромов поднялись  эскадрильи штурмовиков. Первую  семерку ИЛ-2 повел один из наиболее опытных  летчиков 292-й штурмовой авиадивизии командир эскадрильи 667-го авиаполка капитан А.П. Компаниец. Несмотря на туман, экипажи обнаружили на юго-западной окраине  Лелековки неприятельские танки и автомашины с пехотой, нанесли бомбовый удар, а затем с бреющего полета начали расстреливать гитлеровцев пулеметно-пушечным огнем.  За один вылет группа Компанийца уничтожила 5 танков, 10 автомашин и около 2 рот пехоты. Вскоре над полем боя появилась вторая семерка ИЛ-2, которую вел командир эскадрильи этого же полка капитан Г.Т. Красота. За 20 минут «ильюшины» произвели 4 захода и уничтожили 16 автомашин с пехотой…»

(Давтян С.М. Пятая воздушная)   

За боевые отличия и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине, приказом НКО СССР № 016 от 5 февраля 1944 года 667 ШАП преобразован в 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

292-я штурмовая авиационная дивизия, в которую  входил полк, преобразована в 9-ю гвардейскую штурмовую авиационную дивизию.

 

«Особенно успешно действовал 141-й гвардейский штурмовой авиационный полк в боях за освобождение города Кировограда при окружении, а затем – уничтожении немецко-фашистской группировки в районе Корсунь-Шевченковский. Только при проведении этих двух операций полк произвел 420 успешных боевых самолета-вылета, нанес врагу огромный урон в живой силе и технике, потеряв при этом в боях не только один самолет».

(Из наградного листа на  командира полка гвардии подполковника Д.К. Рымшина)   

Летом 1944 года полк в составе дивизии участвует в Львовско-Сандомирской наступательной операции 1-го Украинского фронта. Особенно интенсивно полк работал 14 июля 1944 года на Львовском направлении, где несмотря на частые и сложные перебазирования, он произвел 329 боевых вылета. Летным составом полка в боях на подступах к Львову уничтожено: танков ‑ 47, автомашин с войсками и грузами – 203, орудий полевой и зенитной артиллерии ‑ 44, в воздушных боях сбито 2 самолета противника, истреблено 295 гитлеровских солдат и офицеров. Полк участвует в освобождении Львова 27 июля 1944 года.

Дальнейший боевой путь полка пролегал на территории Польши.

17 августа противник усилил нажим на нашу пехоту в районе Стопницы. Илы ринулись на гитлеровские танки. После первой же атаки задымили две машины. Затем еще три. Уцелевшие повернули назад. Наблюдавший за действиями «илов» генерал Жадов (прим. авт. – командующий 5-й армии) объявил летчикам благодарность, а ведущего группой Алексея Компанейца наградил часами.

(Рязанов Л.А., Чесноков Н.И. ‑  Командир гвардейского корпуса «илов»)   

18 августа 1944 года полк участвует в освобождении польского города Сандомир.

Приказом НКО № 0295 от 1 сентября 1944 года полку было присвоено почетное наименование «Сандомирский».

Из интервью ветерана полка летчика гвардии младшего лейтенанта Кацевмана Петра Марковича:

«…Командир Вашей дивизии генерал Донченко в своих мемуарах называет ШАП «палочкой - выручалочкой», и что Вашему полку поручались самые сложные безотлагательные задания.

 

Это действительно так, без преувеличения. Примеров тому, много. Возьмем хотя бы Сандомирский плацдарм на Висле. Погода нелетная, низкая облачность. Сначала в воздух поднялась 3-я эскадрилья во  главе с комэском Чечелашвили. Они вернулись, сбросив бомбы на свой полигон. Чечелашвили доложил, что цель закрыта облаками, и штурмовать вслепую невозможно, иначе – заденем своих. Командир полка послал на цель нашу девятку. При штурмовке танков запрещалось снижаться ниже 400 метров, а  тут, из-за низких облаков пришлось идти прямо над верхушками деревьев. На каждом Иле по две кассеты, «сидоры», по 80 бомб ПТАБ в каждой. Вышли на цель, провели штурмовку, сожгли два десятка танков. В этом вылете погиб экипаж белоруса Вити Мартыновича, его сбили орудийным выстрелом из танка»…

Осенью 1944 года полк участвует в Карпатско-Дуклинской операции, обеспечивая наступление войск 1-го Украинского фронта, участвует в освобождении ряда населенных пунктов Чехословакии.

 

 

 

12 января 1945 года командиром полка был назначен гвардии майор Компаниец Алексей Петрович. В полку он служил с первых дней формирования в должности комиссара эскадрильи, заместителя командира и командира эскадрильи, штурмана полка.

 

С 12 января 1945 года полк участвует в наступательных боях западнее города Сандомир, при форсировании рек Одер, Нейссе, Шпрее и по уничтожению окруженных группировок юго-западнее города Оппельн, юго-восточнее Берлина и овладении важными жизненными центрами Германии.

 

За совершенные подвиги в марте полк был награжден орденом Кутузова III степени.

 

Кульминацией сражения за Берлин стали события 29 и 30 апреля. Гитлеровцы, доведенные до отчаяния, атаковали всюду, где им представлялась хоть малейшая возможность просочиться на запад.

Полк участвует в нанесении мощного удара по прорвавшимся группировкам противника.

 

«В боях по прорыву обороны противника западнее города Сандомир на Краковском, Гинденбургском, Оппельнском и Берлинском направлениях, а также при овладении  г. Берлин летчики полка гвардии майора Компаниец проявили чудеса доблести, мужества и геройства, нанося противнику огромный урон в живой силе и технике».

(Из наградного листа на  командира полка)   

 

В последние дни войны полк участвует в боевых действиях штурмовиков, поддерживающих танкистов 4-й гвардейской танковой армии на Прагу.

 

 

За проявленное мужество и героизм летчиков в боях за Берлин и освобождение Праги полк был награжден орденом Красного Знамени.

 

За проявленное мужество и героизм, отличные штурмовки при разгроме немцев под Великими Луками, Демянском, Белгородом, Харьковом, Красноградом, Полтавой, Кировоградом, под Корсунь-Шевченковский, Уманью, форсировании рек Днепр, Прут, Сарет, Висла, Одер, Шпрее, в боях под Кишиневом, Яссами, при овладении городами - Львов, Сандомир, уничтожении группировки юго-западнее Оппельна, юго-восточнее Берлина, овладении городами Ратибор и Гайнау, Нейссе, Леобшютц, Штраллен, Рыбник, центром Домбровского угольного района городом Катовице и очагом немецкой агрессии – столицей Германии городом Берлин полк имел 28 благодарностей  ВЕРХОВНОГО  ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО.

 

Дивизия, в составе которой воевал полк, в конце войны стала именоваться 9-я гвардейская штурмовая авиационная Красноградская Краснознаменная, ордена Суворова 2-й степени дивизия.

 

 

 

Старший воздушный стрелок гвардии старший сержант Кобзарев Степан Андреевич.

 

 

Дважды на него приходила «похоронка», но он остался жив.

 

 

Ветеран  полка, авиационный механик 1-й эскадрильи гвардии старший сержант Бакланов Виктор Николаевич:

…«А сколько раз мы выстраивались перед нашим родным Знаменем для вручения  боевых  орденов и медалей. А ими были отмечены по 4-5 и более раз 150 моих  однополчан. Были и печальные минуты, когда перед Знаменем полка посмертно салютом чтили память сложивших свои крылья в небе. Но им на смену приходили молодые летуны и, присев на колено они целовали наше боевое полковое знамя. Оно было для нас символом нашей Родины…»

 

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

 

Командир эскадрильи. Гвардии капитан

 

Андрианов Василий Иванович

 

13.08.1920-07.05.1999 гг.

 

Дважды удостоен звания Героя Советского Союза: 01.07.1944 и 27.06.1945 гг.


 

Летчик. Лейтенант

 

Антипин Иван Алексеевич

 

11.09.1921-21.12.2005 гг.

 

Звание Героя Советского Союза присвоено 01.07.1944 г.


 

Командир звена. Гвардии старший лейтенант

 

Блинов Павел Федорович

 

20.09.1919-16.07.1998 гг.

 

Звание Героя Советского Союза присвоено 10.04.1945 г.


 

Командир эскадрильи. Старший лейтенант

 

Бутко Александр Сергеевич

 

01.09.1915-20.09.1977 гг.

 

Звание Героя Советского Союза присвоено 04.02.1944 г.


 

Заместитель командира эскадрильи. Старший лейтенант

 

Газизуллин Ибрагим Галимович

 

03.06.1919-30.05.1944 гг.

 

Звание Героя Советского Союза присвоено 01.07.1944 г.


 

Старший летчик. Младший лейтенант

 

Гулькин Иван Тихонович

 

23.06.1923-04.03.1945 гг.

 

Звание Героя Советского Союза присвоено 04.02.1944 г.


 

Командир полка. Гвардии майор

 

Компаниец Алексей Петрович

 

30.03.1916-19.10.1987 гг.

 

Звание Героя Советского Союза присвоено 27.06.1945 г.


 

Командир эскадрильи. Старший лейтенант

 

Красота Георгий Тимофеевич

 

23.04.1919-29.05.2005 гг.

 

Звание Героя Советского Союза присвоено 04.02.1944 г.


 

Заместитель командира эскадрильи. Гвардии старший лейтенант

 

Куракин Владимир Васильевич

 

07.06.1922-09.05.2001 гг.

 

Звание Героя Советского Союза присвоено 27.06.1945 г.


 

Командир эскадрильи. Капитан

 

Лопатин Борис Васильевич

 

02.06.1920-02.05.1944 гг.

 

Звание Героя Советского Союза присвоено 01.07.1944 г.


 

Старший летчик. Старший лейтенант

 

Минин Яков Киреевич

 

22.04.1922-15.06.1985 гг.

 

Звание Героя Советского Союза присвоено 04.02.1944 г.


 

Командир эскадрильи. Гвардии старший лейтенант

 

Михайличенко Иван Харлампиевич

 

02.09.1920-02.06.1982 гг.

 

Дважды удостоен звания Героя Советского Союза: 01.07.1944 и 27.06. 1945 гг.


 

Командир звена. Гвардии лейтенант

 

Петров Николай Степанович

 

25.12.1922-29.06.1981 гг.

 

Звание Героя Советского Союза присвоено 27.06. 1945 гг.


 

Штурман полка. Гвардии капитан

 

Столяров Николай Георгиевич

 

22.05.1922-23.02.1993 гг.

 

Дважды удостоен звания Героя Советского Союза: 01.07.1944 и 27.06.1945 гг.


 

Командир эскадрильи. Гвардии капитан

 

Чечелашвили Отари Григорьевич

 

24.12.1923-08.07.1959 гг.

 

Звание Героя Советского Союза присвоено 27.06.1945 гг.


 

ПОЛНЫЙ КАВАЛЕР ОРДЕНА СЛАВЫ

 

Воздушный стрелок. Гвардии сержант

 

Мамонтов Анатолий Григорьевич

 

27.02.1925 г.

 

Награжден: 27.08. 1944, 22.10.1944 и 27.06. 1945 гг.


 

С полком связаны судьбы ещё двух Героев Советского Союза

 

Старший лейтенант

 

Бабкин Михаил Николаевич

 

22.01.1922- 08.12.1959 гг.

 

После окончания Чкаловской авиационной школы пилотов с 22 июня 1943 года воевал в составе полка.
8 августа 1943 года при штурмовке войск противника в районе Харькова был тяжело ранен.
После выздоровления был направлен в 198-й штурмовой авиационный полк, где воевал до окончания войны.
Звание Героя Советского Союза было присвоено 18 августа 1945 года.


 

Гвардии майор

 

Кузнецов Петр Нифонтович

 

10.09.1914-30.01.1954 гг.

 

После окончания в 1940 году Новосибирской авиационной школы пилотов для прохождения службы был направлен в должности летчика- инструктора в Омскую авиационную школу пилотов.
Воевал в составе полка с первых дней в должности пилота, заместителя и командира авиаэскадрильи.
С апреля 1944 года штурман 155-го гвардейского авиационного полка.
Звание Героя Советского Союза было присвоено 26 октября 1944 года.
После увольнения в запас с 1946 по 1950 год жил в Омске.

 


 

Повторили подвиг Н. Гастелло, совершили огненный таран:

 

  • Капитан Бородкин Степан Романович, заместитель командира эскадрильи 667-го штурмового авиационного полка, 15.01.1943 г.
  • Экипаж 667-го штурмового авиационного полка:

- сержант Винокуров Иван Леонтьевич, летчик;

- старшинаСахновский Абрам Ефимович, воздушный стрелок, 17.12.1942 г.

 

Никто из них не был награжден

 


 

После завершения экспозиции нам были предоставлены фотоматериалы Олегом Григорьевичем Середой капитаном 1-го ранга из Санкт-Петербурга, внуком Героя Советского Союза Кузнецова Петра Нифонтовича.

Политический состав 667-го штурмового авиационного полка:
Дейкин, Володарская, Бородкин, Команиец, Бертенец, Сучков, Шутеев.
10.06. 942 год. Лагерь Железная гора. Ленинградский фронт.