81-й отдельный путевой Краснознаменный железнодорожный батальон

 
81-й отдельный путевой Краснознаменный железнодорожный батальон

 

 

В Омске в составе 48-й отдельной железнодорожной бригады дислоцируется 81-й отдельный путевой железнодорожный батальон.

Батальон сформирован в 1937 году как 81-й отдельный строительный путевой батальон в составе 4-й отдельной железнодорожной бригады. Бригада входила в состав Особого корпуса железнодорожных войск и дислоцировалась в пределах Приморской железной дороги.

В марте 1941 года батальон в составе бригады был направлен в Западную Украину для усиления действующих  и строительства новых железнодорожных линий.

Командир батальона – майор Чернышев Александр Герасимович.
Комиссар батальона – батальонный комиссар Токарь Давид Семенович.
Начальник штаба –
майор Кравченко Петр Трофимович.

22 июня 1941 года в составе бригады батальон приступил к выполнению боевых задач по заграждению, прикрытию и восстановлению путей на железнодорожных участках Винницкой железной дороги. С 30 июля по 15 августа 1941 года на станции Казатин батальон осуществлял эвакуацию ценных поездов, проводил восстановительные работы.

Отступая с войсками Юго-Западного фронта, воины батальона в течение 8 суток под ударами авиации, артиллерийским и минометным огнем выполняли боевую задачу по обороне Кременчугского (Крюковского) моста (Полтавская область Украины) и его разрушению.

В дальнейшем части бригады, выполняя боевые задачи, участвуют в битве под Москвой на Калининском фронте. Осенью 1941 года бойцы батальона эвакуировали станции Решетниково, Клин, Подсолнечная. Удалось передислоцировать весь подвижной состав, вывезти все ценные грузы.

После победы советских войск в битве под Москвой батальон был занят на восстановлении железнодорожных путей на освобожденных от врага территориях.

В 1942 году батальон под командованием майора Кравченко П.Т. выполняет задачи по восстановлению железнодорожных путей в ходе Ржевской битвы.

С 13 по 21 августа 1942 года восстанавливает железнодорожный участок Панино – Есиповка (Ржевский район). Восстановление участка производилось в очень трудных условиях под воздействием авиации, под сильным артиллерийским и минометным огнем отступающего противника.

19 августа вражеская авиация совершила налет на станцию Панино, разбила путь и зажгла вагоны с боеприпасами. Под осколками рвущихся снарядов личный состав батальона произвел расцепку горящих вагонов, что позволило спасти станцию от дальнейшего уничтожения путей.

Восстановление аэродромной ветки на восточной окраине Ржева также проводилось под сильным воздействием противника. Благодаря принятым мерам охранения, активным действиям и умелому руководству командования батальона все попытки врага помешать восстановлению ветки были отбиты, с потерями для них, и путь был восстановлен в намеченные сроки.

За эти подвиги многие военнослужащие батальона  были награждены орденами и медалями.

«… Надо улучшить работу железнодорожного транспорта, ускорить восстановление путей, станций, мостов и напрячь все силы, чтоб не отставать от наступающих войск»

(Из периодической печати. 1942 год.)

В октябре 1942 года командиром батальона был назначен капитан  Кирнарский Абрам Менделеевич.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1942 года ряд военнослужащих батальона были награждены правительственными наградами.

В февральско – мартовском наступлении 1943 года на участке Ржев – Вязьма батальон в составе 4-й отдельной железнодорожной бригады Западного фронта приступил к восстановлению путей сначала на станции Ржев – Балтийский, затем на линиях Ржев – Великие Луки.

 

1 марта 1943 года 81-й отдельный строительно – путевой железнодорожный батальон переформировывают в 81-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон. 28 апреля батальон был награжден орденом Красного Знамени.

 

Из наградного листа на командира батальона майора А.М. Кирнарского.

 

В период наступления в 1943 году на участке Ржев – Вязьма батальоном восстановлено 70,8 км пути, уложено 43 шт. стрелочных переводов, восстановлено 24 искусственных сооружения общей протяженностью 226 погонных метров, выполнено 11 300 м3 земельных работ.  Пройдено технической разведкой 99 км, снято 540 противопехотных и противотанковых мин. При восстановлении полностью использованы местные ресурсы. В период восстановления батальон показал организованность, сплоченность, нацеленность на выполнение поставленных задач, личный состав работал на восстановление, не считаясь со временем, по 12 часов, а иногда и значительно больше…

12 мая 1943 года

Батальон нес и потери. Среди погибших был заместитель командира батальона по политической части майор Д.С. Токарь.

В мае – июне 1943 года в составе 43-й отдельной железнодорожной бригады личный состав батальона участвует в востановлении гражданских объектов в городе Ржеве, перевыполняя план и показывая производительность труда 130%.

 

Летом 1943 года в составе 10-й отдельной железнодорожной бригады 81-й батальон участвует в востановлении железных дорог в Донбасе.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года, за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства в трудных условиях военного времени, командиру батальона подполковнику Кирнарскому Абраму Менделеевичу и путейцу ефрейтору Асаинову Жабаркану было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

Осенью 1943 года батальон в составе 43-й отдельной железнодорожной бригады и отбывает на восстановление железнодорожных путей, освобожденных войсками Ленинградского фронта на участках Новгород – Чудово, Ленинград – Новгород, Новгород – Псков.

В апреле 1944 года части 43-й бригады, в том числе и 81-й отдельный железнодорожный батальон включают в состав 3-го Прибалтийского фронта.

С июля 1944 года подразделения батальона восстанавливают железнодорожные участки Кировской, Эстонской и Латвийской железных дорог.

 

Из наградного листа на командира батальона майора А.М. Кирнарского.

 

«…с 3 августа по 2 сентября батальон восстановил: на железнодорожном участке Ирбоска – Петсери 12 км пути и 2 моста досрочно на 1 сутки, на железнодорожном участке Остров – Абрене 14 км пути и 7 мостов досрочно на 2 суток, на железнодорожном участке Вериола – Руза 8 км пути и 1 мост досрочно на 1 сутки и на железнодорожном участке Тарту – Валга 35 км пути и 1 мост досрочно на 4 суток»

9 сентября 1944 года

 

В конце 1944 года батальон вместе с другими воинскими частями 43-й бригады включен в состав 1-го Украинского фронта.

 

Командиром батальона назначен подполковник Васильев Василий Васильевич.

 

На завершающем этапе войны бойцы батальона восстанавливают железные дороги Польши, а затем выполняют задачи по обеспечению железнодорожным транспортом наступающих войск фронта на Берлин, разминировали и восстанавливали пути, боролись с диверсантами.

 

 

В самом конце войны при переправе через Одер батальон нес потери…

 

 

Своим боевым подвигом личный состав батальона внес неоценимый вклад в дело ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.