573-й отдельный автотранспортный батальон

 
573-й отдельный автотранспортный батальон
 
 

Знакомясь с документами многотомного издания Омской области «Солдаты Победы», «Книга Памяти», изучая обобщенный банк данных «Подвиг народа», другие документы Интернет источников, нам удалось найти накануне 75-летия Победы еще одну воинскую часть, сформированную в начальный период  Великой Отечественной войны в Омске.

Это 573-й отдельный автотранспортный батальон (573-й ОАТБ).

 

О формировании в Омске говорят и строки в наградном листе на командира автотранспортной роты капитана Осипова Константина Григорьевича (медаль «За боевые заслуги». 10.07.44 г.). В Красную Армия  призван Кировским РВК г. Омска в 1938 году.

«… Работая в автодепо № 37 в гор. Омске принимал активное участие при формировании 573 автобата. С 23.6. 41 г. назначен адъютантом батальона…».

 

Вот еще один из документов. Наградной лист на помощника командира батальона по хозяйственной части капитана интендантской службы Антоновича Петра Евдокимовича (медаль «За боевые заслуги». 26.08.1944 г.). 1902 г.р. Призван в Красную Армию 23 июня 1941 года Омским РВК.

«… Капитан Антонович Петр Евдокимович служит в 573 ОАТБ с момента его формирования в Омске, т.е.  с июня 1941 г…».

 

Формирование батальона началось уже на второй день войны - 23 июня 1941 года.

 

Большинство призванных в батальон были жители районов Омской области. В дальнейшем, знакомясь с наградными документами, вы прочитаете первую фразу: ...служит в 573 ОАТБ с июня 1941 года…

 

Призывали водителей из колхозов и совхозов Омской области вместе с прикрепленной автомобильной техникой.

 

Из наградного документа на шофера красноармейца Шака Афанасия Борисовича на орден Славы 3-й степени (февраль 1943 г.), призван в Красную Армию 24 июня 1941 года Оконешниковским РВК Омской области.

«… Красноармеец Шак А.Б. служит в 573 ОАТБ  с июня 1941 года в должности водителя и до сих пор на той же машине, которую принял в начале войны. За своей машиной ухаживает  добросовестно, задания выполняет в срок и досрочно…».

Из наградного листа на шофера красноармейца Шохтина Ефима Тихоновича (медаль «За боевые заслуги», август 1944 года). Призван в Красную Армию Крутинским РВК Омской области.

«… Тов. Шохтин прибыл на фронт с той же  машиной, на которой он в течение  полутора лет до войны работал в колхозе. На фронте, благодаря заботливому уходу за своей машиной, три года отлично выполняет на ней все боевые задания…».

Приведем еще один документ на шофера красноармейца Язова Георгия Антоновича, призванного Тюкалинским РВК Омской области.

«… Тов. Язов до сих пор работает на той же машине, с которой он призван из колхоза в начале войны. И в настоящее время его машина, благодаря заботливому отношению к ней, технически исправна и безотказна в рейсах».

Этот документ дотирован августом 1944 года. Большинство офицеров батальона были также призваны из запасников Омской области.

 

Командиром был назначен старший лейтенант Боягин Иван Петрович, 1894 г.р. призван Кагановичским РВК. С февраля 1943 года был назначен на должность помощника 1918-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка по технической части. Войну закончил в звании майора.

 

В феврале 1943 года командиром 573-го ОАТБ был назначен капитан Мельниченко Александр Меркулович, 1916 г.р. Призван Черлакским РВК Омской области (ранее служил в батальоне в должностях: адъютант батальона, помощник начальника штаба, начальник штаба батальона). Участник советско-финской войны. Командовал батальоном до конца войны.

 

Помощником командира по технической части был назначен капитан Киселев Михаил Александрович, призванный Ленинским РВК г. Омска. Участник войны с Финляндией. Уроженец с. Петропавловка Муромцевского района Омской области. Войну закончил в должности командира 866-го ОАТБ.

 

Помощник командира батальона по хозяйственной части - капитан интендантской службы Антонович Петр Евдокимович, призванный Омским РВК.

      

Старший лейтенант интендантской службы - Лукаш Иван Никифорович – начальник финансовой части. Призван Сталинским РВК г. Омска. Уроженец д. Львовка Калачинского района.

 

Лейтенант Ражев Николай Георгиевич - начальник химической службы. Призван Сталинским РВК г. Омска.

 

К сожалению, мы не знаем первого комиссара батальона и первого начальника штаба. С января 1942 года комиссаром батальона (в последующем заместителем командира по политической части) был назначен майор Иванов Иван Зиновьевич. Служил в батальоне до конца войны. В это же время начальником штаба был назначен капитан Иванов Александр Матвеевич, призванный Ишимским РВК.

 

Батальон был включен в состав 24-й армии, сформированной 1 июля 1941 года в Сибирском военном округе. В начале июля вместе с  управлением 53-го стрелкового корпуса батальон убыл на фронт. В июле 1941 года личный состав батальона обеспечивал войска армии необходимыми материалами в районе Вязьмы, где готовился оборонительный рубеж. В августе - сентябре 1941 года батальон обеспечивал войска армии боеприпасами, горюче-смазочными материалами, продовольствием в ходе Ельницкой операции.

 

В конце октября войска армии были окружены в районе западнее Вязьмы. Был ли батальон в окружении - неизвестно.

 

Мы  нашли несколько наградных документов, датированных 1942 годом:
Из наградного листа на старшину 3-й роты Гончаренко Ивана Ивановича, призванного в Красную Армию Таврическим РВК Омской области. Приказ датирован 26.08.1944 г.
 

«… В октябре 1941 года Гончаренко совершил подвиг, приведя свою колону в составе 10 машин в батальон из-под Вязьмы когда немцы подходили к Гжатску. Ни одна машина не была им брошена, хотя пробираться пришлось  проселочными дорогами…».

В декабре 1941 года участвует в контрнаступлении под Москвой, обеспечивая всем необходимым войска армии, при освобождении Наро-Фоминска и Боровска. Позднее, когда в 1944 году была утверждена медаль «За оборону Москвы» ею были награждены воины батальона.

Из наградного листа на старшего шофера красноармейца  Ногаева Николая Ивановича (призван Тарским  РВК г. Омска)

 

«… 15 января 1942 года под обстрелом автоматчиков вместе с саперами участвовал в наведении переправы через реку при подъезде к гор. Верея и перевозимые боеприпасы в 222 СД доставил своевременно.»

Город Верея (ныне - город в Наро-Фоминском округе Московской области) был освобожден войсками 33-й армии 19 января 1942 года.

 

В начале февраля 1942 года батальон участвует в составе войск 33-й армии в наступлении на Вязьму и попытке овладеть городом. Однако противник  сильными контрударами отрезал часть сил армии от основных сил Западного фронта.

 

Ряд соединений и частей армии оказались в окружении. В ходе тяжелых боев в окружении погиб раненый командарм генерал-лейтенант Михаил Григорьевич Ефремов (застрелился, чтобы избежать пленения).

 

Был ли в окружении 573-й ОАТБ? Неизвестно, но скорее всего не был, т.к. костяк батальона и техника в основном сохранилась и участвовала в последующих операциях 33-й армии. А возможно и был в окружении.

 

В начале июня 1942 года многим частям армии удалось прорвать фронт окружения и соединиться с войсками фронта.

 

Во второй половине 1942 года батальон обеспечивал оборону армии в районе Гжатск, Юхнов.

 

В марте 1943 года батальон выполняет сложные задачи в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции, в ходе которой 12 марта была освобождена Вязьма. В дальнейшем выполняет задачи в ходе оборонительных боев северо-восточнее Ельни.

 

Личный состав батальона в этих условиях выполнял различные задания командования.

 

За мужество, стойкость и массовый героизм в апреле 2009 года Вязьме присвоено почетное звание «Город воинской славы».

Из наградного документа на орден Красной Звезды на командира батальона капитана Мельниченко А.М.

 

«… Тов. Мельниченко при выполнении боевого задания Военного Совета по постройке армейских дорог непосредственно на трассе обеспечивал своевременную вывозку лесоматериала автотранспортом.  Автотранспорт его батальона работал с полной нагрузкой, нормы выработки выполнялись на 120-140% без аварий и сохранением материальной части, что способствовало выполнению задания в срок. Отлично организовал выполнение оперативной перевозки боеприпасов вверенным ему батальоном 26-28 июля…

При заданной норме в 1,5 рейса большинство колонн 573 ОАТБ делало 2 и 3 рейса, что способствовало досрочному выполнению задания Военного Совета…».

Получили награды и другие военнослужащие  батальона, призванные из Омской области:

 

 

Начальниками мастерской такой ремонтной летучки были старший сержант Тараканов Валерий Васильевич и сержант Трушейкин Геннадий Фёдорович.

 

 

 

 

 

Водителем такой автоцистерны был рядовой Сысун Василий Федотович, призванный Павлоградским РВК.

 

 

 

 

 

 

30 мая 2020 года под Ржевом был торжественно открыт мемориал Советскому солдату, посвященный памяти советских солдат павших   в 1942-1943 годах в боях под Ржевом в ходе Ржевско-Вяземских операций. Здесь пролегал боевой путь батальона в 1942-1943 годах.

 

 

В конце 1943 - начале 1944 года батальон  в составе войск 33-й армии участвовал в наступательных операциях Западного фронта. С апреля 1944 года и до конца июня участвовал в оборонительных боях на Витебском направлении (Белоруссия). С 5 июля 1944 года батальон участвует в обеспечении войск армии в Белорусской наступательной операции: форсирует реки Проня, Бася, Днепр, участвует в освобождении г. Шклов, Минской операции.

Лучшие военнослужащие батальона, систематически показывающие высокие образцы отличного безаварийного вождения по подвозу действующим войскам  боеприпасов, продовольствия и снаряжения при экономии горючих и смазочных материалов и резины были  награждены знаком «Отличный шофер».

 

 

 

В основном на этих автомобилях выполняли боевые задачи воины батальона.

 

 

 

С конца июля 1944 года батальон участвует в Каунасской операции, в боях на подступах к Восточной Пруссии.

 

В сентябре-октябре 1944 года находясь с войсками армии в резерве Ставки Верховного Главного Командования в районе Белостока, батальон получает пополнение, технику и всё необходимое для дальнейшего наступления.

 

С 18 октября 1944 года 33-я армия была включена в состав 1-го Белорусского фронта.

 

В начале 1945 года батальон участвует в Варшавско-Познанской операции, доставляя боеприпасы наступающим войскам с Пулавского плацдарма Участвует в форсировании Одера и Берлинской операции.

 

 

Из наградного документа на командира батальона капитана Мельниченко А.М. (на орден Красного Знамени)

 

«… В период наступления батальон успешно выполняет все задания командования. За январь месяц пробег каждой автомашины в среднем составлял 6 тысяч километров, несмотря на весьма напряженную работу автотранспорта техническая готовность его не снизилась, а наоборот, повысилась с 94% до 98%. Личный состав батальона- ремонтники, шоферы, сержанты и офицеры в дни стремительного наступления войск армии показали высокие образцы в работе по выполнению ответственных заданий командования, проявляя при этом высокую организованность и дисциплину, за что только за время наступления в батальоне награждено правительственными наградами 45 человек…»

Нам известно имя военнослужащего батальона, расписавшегося на Рейхстаге. Это омич красноармеец Кияницкий Алексей Васильевич. А ведь, наверняка, у стен Рейхстага были и другие воины батальона.

 

 

Автомобиль на постаменте в Омске у Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета.

 

 

 

Памятник воинам-водителям в Брянской области.

 

 

 

 

Автомобили Великой Отечественной стоят в музеях, на бетонных и гранитных пьедесталах, напоминая о подвигах тех, кто погиб, так и не выпустив руль из похолодевших рук, кто дошел до самой Победы со своими «газиками».

 

Многие водители, прошедшие всю войну, и имевшие боевые награды, не сделали ни одного выстрела по врагу. За них стреляли другие. Однако без ратного труда фронтовых шоферов не могло действовать оружие, принесшее нам Победу.