34-й отдельный транспортно-гужевой батальон

 
34-й отдельный транспортно-гужевой батальон
 

«… Мы еще вносим на ваше рассмотрение предложение об организации ста гужевых транспортных батальонов по двести пятьдесят пароконных повозок в каждом. В распутицу и особенно зимой транспортные батальоны будут незаменимой подмогой войскам. Этому учит опыт первой мировой, гражданской, да и финской войн…»

                                                                   И. Стаднюк «Меч над Москвой». Воениздат. 1990. С. 283

 

 

На производство повозок был подключен Наркомат лесной промышленности,  промкооперация и местная промышленность. Омской области было предписано сформировать и обеспечить всем необходимым 3 транспортно-гужевых батальона.

 

 

 

 

Генерал-лейтенант интендантской службы А.В. Хрулев – начальник Главного интендантского управления Красной Армии. По его инициативе формировались транспортно-гуженые батальоны.

 

 

 

 

 

Один из батальонов формировался на территории ныне Тюменской области. Вот один из документов – протокол заседания Ялуторовского райкома ВКП (б) от 8 октября 1941 года:

 

 «… Предложить комиссии изъять из народного хозяйства для укрепления транспортно- гужевых батальонов в соответствии с решением бюро обкома партии и облисполкома от 29 сентября 1941 года   100 обозных лошадей, 100 парных повозок, 100 комплектов парной упряжки, 100 конских торб, 100 веревочных сеток для сена, 100 вёдер, 100 мешков, 50 молотков, 50 гаечных ключей, 50 топоров, 50 лопат и 1000 метров веревки для увязки грузов. Лошадей, подлежащих поставке, отобрать заранее  и доставить на  подкормку с тем, чтобы при отправки их  в воинскую часть они были хорошей упитанности».

В штатной структуре батальона числилось 250 пароконных повозок – это 500 лошадей, 500 комплектов парной упряжки, 500 конских торбозов, 500 веревочных сеток для сена, 500 ведёр, 250 молотков, 250 гаечных ключей, 250 топоров, 250 лопат и 5000 метров верёвки.

 

 

На комплектование батальонов направлялись военнообязанные старших возрастов, нестроевые и ограниченно годные к военной службе, в большинстве своём владеющие каким-либо мастерством, навыком.

 

Командиры частей и соединений с первых дней появления гужевых транспортных батальонов на фронтах высоко оценили «новшество» Хрулева – гужевой транспорт широко использовался в действующей армии, выполнял подвоз к войскам различных грузов в различных условиях боевой обстановки и погодных  условий.

 
 
34-й отдельный транспортно-гужевой батальон
 

Изучая документы истории Омского Бессмертного полка мы натолкнулись на историю 34-го отдельного транспортно- гужевого батальона, одного из тех, который был сформирован в Омской области. Все началось с фамилии Шамрикова Владимира Афанасьевича. Оказалось, что в звании старшего политрука он был военным комиссаром этого батальона. Изучая документы сайтов «Подвиг народа», «Память народа», нам удалось частично восстановить боевой путь батальона, тем более, что он был сформирован, в большинстве своем, из жителей Омской области (включая районы нынешней Тюменской области). Среди призывников были жители и Алтайского края. Батальон формировался на основании вышеуказанного Постановления ГКО в  октябре-ноябре 1941 года в Омске.

 

Командиром батальона был назначен старший лейтенант Дмитриев (к сожалению на сегодняшний день данных о нем мы не имеем), начальником штаба - техник интендант 1 ранга Яшин Георгий Иванович. Известно по наградным документам, что в период участия батальона в боевых действиях военным комиссаром был старший политрук Шамриков Владимир Афанасьевич. До этого назначения был военным комиссаром отдельной гужевой транспортной роты и заместителем командира 34- го отдельного транспортно-гужевого батальона.

 

В структуре батальона были 3 отдельные гужевые транспортные роты: 106-я, 108-я и 110-я.

 

В соответствии с приказом Народного Комиссара Обороны СССР №00122 от 24 декабря 1941 года батальон был направлен согласно расчета в 59-ю армию. Этим приказом гужтранспортные батальоны должны были использовать в войсковом звене подвоза,  заменив автотранспорт для пополнения автобатов фронтового и армейского резервов.

 

Было приказано в 15-дневной срок провести передачу гужевых транспортных батальонов фронтам и армиям, обеспечив переброску из пунктов формирования по железным дорогам и походным порядком в районы действий фронтов и армий.

 

Таким образом, следует сделать вывод, что 34-й отдельный транспортно-гужевой батальон  убыл в район действий 59-й армии в конце декабря 1941 года, либо в начале января 1942 года.

 

К концу декабря армия была включена в состав Волховского фронта. До марта 1942 года батальон, ввиду зимних условий, участия в боевых действиях не принимал. Согласно Перечня №6 отдельных… гужтранспортных батальонов, рот … со сроками вхождения их в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. 34-й отдельный транспортно-гужевой батальон в боевых действиях участвовал в период с 15 марта по 29 мая 1942 года.

 

И вот весна, теперь в котле мы,
К нам нет пути с «большой земли»,
Мы также в зимнее одеты,
Теперь всех пожирают вши.
 

Залито все водой как морем,
Огонь у немцев как в аду,
К своим мы прорывались с боем,
Чтоб встретить их в Мясном Бору.

 

19 марта 1942 года была окружена 2-я ударная армия. С этого момента главной задачей 59-й армии стало восстановление коммуникаций 2-й ударной армии. В районе деревни «Мясной Бор» действовали основные силы 59-й армии.

 

Здесь, в тяжелых зимне-весенних условиях, воины 34-го отдельного транспортно-гужевого батальона выполняли боевые задачи по труднопроходимым дорогам доставлять западной группе войск 59-й армии боеприпасы, продовольствие, фураж. Доставка грузов осуществлялась от Мясного Бора до деревни Новая Кересть (Новгородская область).

 

В этом районе существовал узкий коридор, через который осуществлялось снабжение 2-й  ударной армии. Здесь вели тяжелые бои войска 59-й армии.

Командующие армией:

02.11. 1941 – 25.04.1942 гг. – генерал-майор Галанин Иван Васильевич,

с 25.04. 1942 – до конца войны – генерал-лейтенант Коровников Иван Терентьевич.

 

В своей деятельности батальон подчинялся автодорожному отделу 59-й армии.  Доставка грузов осуществлялась в крайне тяжелых дорожных условиях. Весенняя распутица уничтожала грунтовые     дороги, да и местность была болотистой. Строились настилы.  В условиях пароконные повозки не могли использоваться.  Грузы доставлялись с помощью вьюков, которые крепились на спины лошадей. В колону включалось более 200 вьюков. В болотах вязли лошади, колонны подвергались постоянно пулеметному и минометному обстрелу. Батальон привлекался для разведок состояния дорог и выборов маршрутов для снабжения войск 59-й армии. Так, 13 апреля 1942 года военнослужащие роты участвовали в разведке по маршруту: Коломно - Людино Поле - Новая Кересть - Ольховка - Мясной Бор - совхоз «Красный ударник»  - Коломно.

 

В мае 1942 года в состав батальона была включена 4-я отдельная гужтранспортная рота 1-го  отдельного транспортно- гужевого батальона.

Как выполняли свои боевые задачи воины батальона говорят эти выдержки из наградных документов, взятых из приказа командующего 59-й армии № 039 - Н от 29 июля 1942 года.

 

Из наградного листа на повозочного 106-й роты красноармейца Панкова Григория Моисеевича

     «… Выполняя боевые задания по доставке продовольствия и фуража западной группе войск в апреле и мае, тов. Панков был в районах 12 раз. Несмотря на пулеметный и минометный обстрел противника, т. Панков проявлял хладнокровие и выдержку.  Своей смелостью под градом пуль т. Панков помогал другим бойцам быстрее продвигаться из зоны обстрела, помогая вытаскивать завязших лошадей…».

Из наградного листа на старшего  повозочного Халявина Александра Павловича

     «… За 20 дней мая сделал 8 рейсов от Мясного Бора до Н- Керести, в трудных условиях, по пояс в воде, в грязи обеспечивал сохранность груза от порчи и доставлял каждый раз его в целостности и сохранности…».

Из наградного документа на сержанта Жидкова Ф.Я.

     «… 24 мая отделение т. Жидкова попало под сильный обстрел. На его лошади осколком мины разорвало мешки сухарей,  нагруженные на спине лошади, а т. Жидков получил легкую контузию. Он не растерялся, приложил все усилия и успешно выполнил боевое задание  …».

Из наградного листа на повозочного красноармейца Киреева С.И.

     «… Под обстрелом противника лошадь т. Киреева начала тонуть в болоте, по пояс в воде и грязи он помог лошади выбраться из опасного места… Помог товарищам вытаскивать лошадей из трясины, в результате быстрой проводки лошадей по узкому настилу колонна вышла из-под обстрела благополучно…».

Медалью «За боевые заслуги» этим приказом награждены омичи:
 
 

Следует добавить, что за время участия батальона в боевых действиях многие военнослужащие до 30 раз выполняли боевые  задания по доставке груза, а также участвовали в работах по ручному продвижению  вагонеток по узкоколейной железной дороге (была построена в мае снятой с делянок лесозаготовителей для снабжения 2-й ударной армии).

 

С 28 мая 1942 года батальон дислоцировался в деревне  Высокое (Чудовского района Новгородской области).

 

29 мая 1942 года управление 34- го отдельного транспортно-гужевого батальона было расформировано.

 

106-я, 108-я и 110-я отдельные гужтранспортные роты, как самостоятельные воинские части, до конца войны входили в состав 59-й армии, участвовали в выводе из окружения 2-й ударной армии, оборонительных и наступательных боях Волховского фронта, Новгородско-Лужской, Висло – Одерской, Нижне – Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях.

 

Гужевики – незаметные труженики войны.