2-я Ленинградская специальная военно-морская средняя школа

 
2-я Ленинградская специальная военно-морская средняя школа

 

 

 

 

 

Школа была создана на основании Постановления Совет Народных Комиссаров СССР от 22 июля 1940 года. Инициатором создания специальных военно-морских школ был Нарком Военно-Морского Флота СССР Н.Г. Кузнецов.

 

 

 

Школы были созданы с целью подготовки кадров для военно-морских училищ. Приказом по наркомату просвещения РСФСР от 10 августа 1940 г. Ленинградской школе было присвоено наименование:
2-я Ленинградская военно-морская специальная школа (ЛВМСШ).

 

 

Школы приравнивались к воинским подразделениям- батальонам, которые подразделялись на роты, а последние – на взводы. Командирами рот и взводов были преподаватели, а старшинами назначались лучшие из учеников.

Было набрано 4 роты. В школу принимались учащиеся 8-10 классов без экзаменов, приглашались учащиеся с отличной и хорошей успеваемостью.

 

В штате школы были предусмотрены должности военного руководителя, помощника директора по политической части и боцмана (они организовывали специальную подготовку и воинское воспитание учащихся) и гражданских вольнонаёмных педагогов.

 

Воспитанники школы обеспечивались бесплатным питанием, матросской формой. Основной упор делался на постижение азов морской науки, изучение устройства кораблей, прохождение морской практики.

 

Ученики школы носили форму матросов ВМФ, только без знаков различия и на бескозырке вместо длинных лент был бантик. На ленточке надпись «Военно-морская спецшкола». Нарукавная эмблема представляла штурвал с двумя перекрещёнными на нём якорями, над штурвалом – звёздочки: 8 класс – одна, 9 класс – две, 10 класс – три звездочки.

На себе испытали учащиеся школы всю тяжесть блокады Ленинграда. Полуголодные строили они оборонительные сооружения на ближних подступах к городу, гасили вражеские зажигательные бомбы и учились.

В 1942 году часть учащихся и работников школы погибли, жизнь оставшихся оказалась под угрозой. Военный совет Ленинградского фронта принял решение об эвакуации спецшколы. 8 февраля 1942 года учащиеся школы были вывезены по льду Ладожского озера на Большую землю. Первая рота отправлена в Архангельск, остальные – в Сибирь. 3 марта школа прибыла в Омск. Прибывших поместили в обсервационный госпиталь, где был проведён курс лечения, затем путь был продолжен. В середине марта первая группа наиболее окрепших учащихся выехала на автомашинах в город Тару. Всего сюда прибыло 85 воспитанников школы.

 

 

В качестве жилого помещения школе было представлено одно из крупнейших зданий города – Дом обороны. В кратчайший срок школа была обеспечена всем необходимым. Учебным корпусом стало здание школы глухонемых.

 

 

 

 

Первым директором в Таре был Пётр Петрович Никифоров, политическим руководителем - Е.Н. Петровский, военным руководителем – В.И. Васильев. Руководители школы, преподаватели М.Н. Архангельский, С. Полуботко, М. Стародубцев, П.Г. Кубарь, пополнившие школьный коллектив, учили своих воспитанников любви к Родине, флотской службе, мужеству и верности воинскому долгу.

 

В жилом здании – интернате был наведён флотский порядок: помещения превращены в уютные кубрики и рубки, пол назывался палубой. Лестницы стали трапами. У входа в интернат и внутри него неслась круглосуточная вахта; команды, подаваемые дежурной службой, предварялись прерывистой трелью морской дудки.

 

Летом 1942 года был объявлен дополнительный набор в спецшколу, около 20 тарских школьников стали её воспитанниками. Были приняты и учащиеся из других районов Омской области. Кроме того в Тару до самой осени по мере выздоровления по-одиночке и группами прибывали воспитанники школы, оставленные на лечение в других городах. Дополнительный набор проходил и в 1943 году. В сентябре 1942 года школой был произведён третий выпуск. Выпускной класс был направлен в Тихоокеанское военно-морское училище имени С.О. Макарова.

 

…Я не могу не вспомнить хорошим словом высококвалифицированных преподавателей, которые не снижали требовательность в тяжёлых бытовых условиях. Ребята нашего взвода приняли меня очень доброжелательно. Должен сказать, что во всей школе было половина москвичей и половина ленинградцев, так называемые «туземцы» составляли небольшой процент. Ребята столичных городов были культурные и хорошо подготовленные. И вот в группу такую вливается сибирский «середнячок». Выручали усидчивость, личная ответственность, трудолюбие…

 

Питались учащиеся школы в соответствии с утверждёнными нормами. Конечно, молодому, растущему организму требовалось больше. Чтобы иметь какую-то прибавку к пайку, спецшкольники работали на заготовке зерна, на сплаве леса, занимались сельскохозяйственными работами.

 

На основании этого приказа воспитанники школы стали носить погоны.

 

 

В январе 1944 года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. Постановлением Совнаркома СССР от 30 марта 1944 года специальные военно-морские школы были ликвидированы. После сдачи экзаменов личный состав школы в июле 1944 года убыл в Ленинград. Школа была обращена на формирование Ленинградского военно-морского подготовительного училища. За два года пребывания в Таре школа провела два выпуска – это почти 400 выпускников.

 

Многие из воспитанников спецшколы впоследствии стали известными военачальниками, деятелями науки и техники. Среди них выпускник школы 1944 года вице-адмирал Голосов Рудольф Александрович, в 1978 году удостоенный звания Героя Советского Союза.

Иртыш катил угрюмый вал,
Темнел туман за дальним плесом,
Нас в Тару нёс военный шквал,
Матросов тощих Наркомпроса.
 
Страна учила пацанов,
В Победу веря непременно,
Не видели мы сытых снов,
А вкалывать пришлось отменно.
Да кто не вкалывал тогда?
России судьбы колебались,
Два года в Таре навсегда
В душе и памяти остались.
 
За месяц познавалось то,
На что теперь уходят годы.
Где, правда, дружба, кто есть кто?
И закаляли нас невзгоды.
Катил Иртыш за валом вал,
Мы дерзкие рождали планы,
Отсюда жизни взяв штурвал,
Курс проложили в океан.
 
Р.А. Голосов

 

 

В память о школе на территории, где находился Дом обороны, в 1998 году был заложен Сквер военно-морской славы. Школа № 4 носит имя адмирала флота Советского Союза Героя Советского Союза Н.Г. Кузнецова.

 

Экспозиция, посвященная школе, оформлена в Тарском районном краеведческом музее.

 

 


 

27 ноября 2018 года телевизионный канал «Звезда» в передаче «Легенды армии» рассказал о жизни и подвиге капитана 2-го ранга Архипова Василия Александровича.

 

В.А. Архипов родился 30 января 1926 года в деревне Зворково Куровского района Московской области. В 1942 году окончил 9 классов в п. Клязьма Пушкинского района Московской области и поступил во 2-ю Ленинградскую специальную военно-морскую школу, которая была эвакуирована в г. Тару Омской области. В последующем поступил на подготовительный курс Тихоокеанского высшего военно-морского училища.

 

В 1945 году, находясь на войсковой практике, участвовал в боевых действиях в войне с Японией. По окончании войны переведен в Каспийское высшее военно-морское училище, которое окончил в 1947 году.

Проходил службу в офицерских должностях на подводных лодках на Черноморском, Северном, Балтийском флотах. 

 

С декабря 1961 года ‑ начальник штаба 69-й бригады подводных лодок Северного флота. 10 октября 1962 года в рамках операции «Анадырь» (в ходе Карибского кризиса) 4 подводные лодки были направлены к берегам Кубы.

 

Подводные лодки были вооружены ядерными торпедами. При этом командованию не было дано чётких инструкций относительно возможного применения атомного оружия.

 

Капитан 2 ранга Архипов участвовал в походе на подводной лодке «Б-59» с ядерным оружием на борту, будучи старшим на борту.

 

27 октября 1962 года группа из 11 эсминцев ВМС США окружили в Саргассовом море «Б- 59», применили против неё глубинные бомбы. Лодка была обстреляна американским самолетом. Экипаж оказался в ловушке. Дизели перегрелись так, что моряки получили по 16 тепловых ударов в сутки.

Командир подводной лодки капитан 2 ранга В.Г. Савицкий приготовил выпустить в ответ ядерную торпеду.

Однако Архипов проявил выдержку, обратил внимание на сигналы со стороны  американских кораблей и остановил командира. Ответил сигналом: «Прекратите провокацию».

В ходе конференции в Гаване 13 октября 2002 года, посвященной 40-летней годовщине Карибского кризиса, было отмечено, что Архипов спас мир от ядерной войны.

 

В последующем В.А. Архипов командовал бригадой и дивизией подводных лодок. В декабре 1975 - ноябре 1985 года ‑ начальник Каспийского высшего военно-морского училища имени С.М. Кирова.

Вице- адмирал.

После увольнения в запас жил в дачном поселке Купавна (микрорайон города Железнодорожный) Московской области.

Умер 19 августа 1998 года. Награжден орденами Красного Знамени, «За службу Родине     в Вооруженных Силах» III степени, Красной Звезды, медалями, в том числе «За боевые заслуги».