111-я Исилькульская школа пилотов первоначального обучения Гражданского воздушного флота

 
111-я Исилькульская школа пилотов первоначального обучения Гражданского воздушного флота (ГВФ)

 

 

На основании Постановления СНК СССР от 5 ноября 1940 года о создании 47 учебных эскадрилий ГВФ и Постановления коллегии Главного управления ГВФ «О подготовке лётных кадров» от 10 декабря 1940 года в начале 1941 года  в Исилькуле была сформирована 111-я учебная авиаэскадрилья.

 

В эскадрилью направлялись юноши призывного возраста с соответствующим уровнем  технических знаний. Задача эскадрильи - обучить курсантов пилотированию на учебном самолёте и дать общие знания по авиационной технике, теории авиации. Срок обучения первоначально планировался 4 месяца. Преподаватели и инструкторы подбирались из числа опытных лётчиков. Первоначальная подготовка предусматривала в дальнейшем обучение в авиационных училищах.

 

Материальная часть - самолёты У-2 (с 1944г.- ПО-2), самые простые и надежные для отработки техники пилотирования.

 

Налёт на каждого курсанта планировался 30 часов. Набор курсантов начался весной 1941 года. Набор проводился добровольно, через военкоматы.

 

Эскадприлья состояла из 2-х отрядов. Каждый отряд был разделён на три звена, которые в свою очередь состояли из трёх лётных групп по 10-12 курсантов. Таким  образом в эскадрильи насчитывалось до 216 курсантов.

 

 

 

Первоначально курсанты проходили теоретическую подготовку,    затем осваивали самолёты на аэродроме под руководством инструктора. Пройдя эти этапы обучения курсант допускался к   полету совместно с инструктором. Затем - к самостоятельным  вылетам.  На свободное место инструктора для балансировки укладывался груз.

 

Уже на второй день войны СНК СССР утвердил «Положение о работе Гражданского Воздушного Флота в военное время», а его Главное управление перешло в оперативное подчинение Наркомата обороны. А с мая 1942 года ГУ ГВФ подчинено командованию ВВС КА.

 

В 1943 году со значительным ростом выпуска самолётов необходима была и качественная подготовка лётчиков, увеличение их численности для полного укомплектования авиационных частей.

 

Приказом начальника Главного управления Гражданского Воздушного Флота № 634 от 2 марта 1943 года на базе эскадрильи создаётся 111-я Исилькульская авиационная школа пилотов первоначального обучения. В её состав влились   74-я  Шадринская эскадрилья, а также часть лётного состава 71-й Янаульской авиаэскадрильи (Уральское управление ГВФ, войсковая часть 30139).

 

Исилькульская школа пилотов первоначального обучения  ГВФ по приказу НКО с апреля 1943 года приступила к подготовке пилотов для ВВС РККА. Для комплектования школы из частей и  школ ВВС Сибирского  военного округа  было направлено 502 человека офицерского, сержантского и  курсантского состава. К 1 сентября 1943 года школой было подготовлено 100 пилотов и готовились к выпуску в сентябре ещё 100  человек.

ЦДНИОО. Ф. 17. Оп. 1. Д.   3085. Л.3

 

Срок обучения в школе составлял 3 месяца. По выпуску курсантам присваивали звание  «сержант». Несмотря на слабую материально- техническую базу, школа каждые 3 месяца выпускала до 300 пилотов, получивших первоначальные навыки выполнения боевых задач на самолётах У-2 и ПО-2. Одновременно школа переучивала авиатехников, механиков, стрелков, радистов, присылаемых с фронта, на лётчиков по  ускоренной 40-часовой программе на этих самолётах.

 

 

Выпускники школы проходили службу в транспортной авиации ГВФ, доставляли различные грузы: боеприпасы, снаряжение, горючее, продовольствие в воинские части, партизанские  отряды, эвакуировали  раненых.

Курсанты авиашколы

 

В ходе наступления Красной Армии авиаполки ГВФ доставляли на захваченные  плацдармы войскам всё необходимое, включая и материалы для наведения  переправ. Осуществляли переправу технического состава и имущество полков воздушных армий при их перебазировании с одного аэродрома на другой.

 

С предельным напряжением трудились в годы войны авиаторы санитарных авиаэскадрилий ГВФ. Кроме повседневной работы по эвакуации раненых из медсанбатов, они перевозили раненых из прифронтовых госпиталей в тыл страны.

 

Кроме транспортировки грузов, эвакуации раненых, выполнения разведывательных полётов, экипажи наносили по врагу и бомбовые удары. При полётах в тыл врага, наряду соружием, боеприпасами   и другими  средствами ведения борьбы, самолёты авиаполков ГВФ доставляли центральные  газеты, брошюры, листовки.

 

За успешное выполнение боевых заданий, мужество, храбрость, отвагу и героизм лётного и технического состава были преобразованы в гвардейские 4 отдельных авиаполка, одна отделная авиаэскадрилья и одна  авиадивизия ГВФ. Двенадцати частям были присвоены почётные наименования, семь полков и две дивизии награждены боевыми орденами. Многие выпускники школы также были удостоены  высоких государственных наград.

Выпускники 111-й Исилькульской школы пилотов первоначального обучения с честью выполнили свой долг перед Отечеством, внесли свой неоценимый вклад в Победу, в историю Гражданского Воздушного Флота СССР.

 

9 мая 1980 года во Внуково был открыт мемориальный комплекс памяти летчиков Гражданской авиации, погибших во время Великой Отечественной войны.

 

В октябре 1945 года школа была перебазирована в г. Сасово (Рязанская область).

 

В 1947 году школа стала именоваться «Сасовское лётное училище Гражданской авиации».

 

В 1949 году училищу было присвоено имя  Героя Советского Союза Тарана Григория Алексеевича.

 

Известные курсанты Исилькульцы курсанты школы
 
 

 

 

 

 

Комсорг авиаотряда Гаракуля Александр Федорович. (В последствии долго работал директором Исилькульского хлебозавода).

 

 

 

 

 

 

 

 

Моргунов Владимир Александрович. Председатель колхоза «Россия», награжден двумя орденами Ленина, Почетный житель Исилькульского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ивченков Петр Антипович. Долгое время работал в районной Сельхозтехнике. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 

 

  

 

 

 

В экспозиции использованы документы и фотографии из фонда «Исилькульский историко-краеведческий музей»  (директор -  Н.Н. Коробовцева).