1-е Омское Краснознаменное военно-пехотное училище имени М.В. Фрунзе

 
1-е Омское Краснознаменное военно-пехотное училище имени М.В. Фрунзе

 

 

 

Для укомплектования Рабоче-Крестьянской Красной Армии, развертываемой по плану военного времени, срочно требовалось большое количество командного состава. Эта важнейшая задача  вместе с другими военно-учебными заведениями страны легла на плечи Омского военно-пехотного училища имени М.В. Фрунзе. Уже 23 июня 1941 года начальником училища был объявлен приказ Наркома Обороны о переходе на сокращенную программу обучения курсантов.

 

Началась напряженная боевая учёба. Для курсантов был установлен 12-часовой рабочий день – 8 часов учебных занятий и 4 часа самоподготовки. Основное внимание в обучении уделялось привитию курсантам навыков по управлению взводом и ротой в боевой обстановке. Основными предметами стали тактическая и огневая подготовки. Одновременно курсанты изучали инженерное и химическое дело, топографию и связь.

 

Война резко ужесточила требования ко всему командно-политическому составу армии, убедительно показала, что успех боя, операции во многом зависит от уровня теоретических и практических навыков, компетентности командных кадров, их высокой ответственности за состояние войск и выполнение стоящих перед ними задачами.

 

Большое внимание в подготовке будущих офицеров начальник училища полковник Л.Н. Гуртьев уделял воспитанию у курсантов любви к военному делу, гордости за свое училище. Он требовал,  чтобы курсанты закаляли себя, приучал к любым лишениям. Форсированные марши, изнурительные ночные переходы, преодоление различных препятствий – всё это способстовало воспитанию выносливости и широкой физической закалки будущих командиров. Учебные занятия проходили в исключительно трудных условиях. В срочном порядке перерабатывались программы и учебные планы, переформировывались батальоны. Приказом Народного Комиссара Обороны от 7 июля 1941 года на базе училища создаётся 2-е Омское военно-пехотное училище.

 

16 августа училище получило наименование: 1-е Омское военно-пехотное училище имени М.В. Фрунзе. Штатная численность возросла до 5 батальонов с подготовкой по ускоренной программе военного времени. В августе 1941 года училище провело первый военный выпуск. Экзамены на командирскую зрелость держали 813 курсантов, прибывших в училище осенью 1940 года. Они были направлены в 380-ю, 382-ю, 384-ю, 364-ю стрелковые дивизии, формируемые в Сибирском военном округе.

 

В октябре-ноябре 1941 года было произведено еще 3 досрочных выпуска. Командирами стрелковых взводов убыли на фронт еще 797 человек. В январе 1942 года завершают шестимесячный курс обучения курсанты июньского набора 1941 года – 344 человека. В то же время училище формирует стрелковые соединения. В течение августа – первой половины сентября на базе училища формируется 362-я стрелковая дивизия. В дивизию была направлена часть командиров, политработников, преподавателей училища. Командирами взводов были назначены многие курсанты-выпускники.

 

С 12 декабря 1941 года по 15 февраля 1942 года училище формирует 282-ю стрелковую дивизию. Её первым командиром стал заместитель начальника училища полковник П.В. Белобородов. В зимний период 1941-1942 гг. всё обучение курсантов велось с учётом опыта войны: курсанты совершали стремительные 20-30 км марши, в лютые сибирские морозы штурмовали позиции «противника», неделями жили на снегу.

 

 Учитывая требования фронта, приказом НКО от 25 ноября 1941 года в военных училищах была введена новая дисциплина – танкоистребительное дело, на изучение которой отводилось 42 часа. В январе 1942 года в училище была сформирована рота, в которой курсанты-выпускники проходили подготовку в качестве истребителей танков.

 

Опыт Великой Отечественной войны настойчиво изучался и обобщался командованием, преподавателями и курсантами, используя для этого газетные и журнальные материалы, рассказы участников боёв. Полковник Гуртьев в 1941 году лично посещал госпитали г. Омска, беседовал с ранеными, добивался назначения некоторых их них командирами взводов, рот и преподавателями, с тем, чтобы курсанты непосредственно от участников первых боёв представляли свои обязанности на фронте. В училище значительно больше внимания стало уделяться занятиям по противотанковой обороне. Курсанты изучали уязвимые места фашистских танков, учились делать связки гранат, бросать их под гусеницы, пользоваться бутылками с горючей смесью.          

                                        

С февраля по май 1942 года училище формирует 308-ю стрелковую дивизию, командиром которой был назначен начальник училища полковник Л.Н. Гуртьев.

 

Формирование трёх дивизий на базе училища не могло не отразиться на учебной работе. Ведь лучшая часть командно-преподавательского состава ушла на фронт. Командиры и преподаватели, пришедшие им на смену, не всегда оказывались достаточно подготовленными в теоретическом  и методическом отношении. Слабой была материально-техническая база, недоставало оружия, транспорта, снаряжения и обмундирования. Состояние учебного процесса было изучено Инспекцией Управления военно-учебных заведений РККА. Она отметила слабую выучку курсантов по огневой,строевой, физической подготовке. Выводы комиссии помогли командованию самостоятельно подойти к анализу работы, найти новые резервы и возможности для повышения качества командных кадров, улучшения планирования боевой подготовки, усиления контроля за качеством проведения занятий.

 

В марте 1942 года начальником училища был назначен полковник П.Н. Домрачёв, комиссаром - батальонный комиссар Н.С. Козлов.

 

В марте 1942 года проведён выпуск молодых командиров – 701 человек, при этом 357 курсантов получили на экзаменах по основным предметам обучения отличные оценки, и пошли в войска в звании лейтенантов, остальные-младшими лейтенантами. Высокий процент отличников давали и последующие выпуски.

 

Летом 1942 года в училище развернулось социалистическое соревнование, посвящённое 25-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции. Соревнование охватило все подразделения училища. На соревнование был вызван личный состав 2-го Омского военно-пехотного училища, взяты повышенные обязательства по качественной подготовке командных кадров для фронта,  отличному знанию задач, поставленных Верховным Главнокомандующим в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на 1942 год. Они обязались добиться только отличных и хороших оценок по политической подготовке, с высокими показателями отработать темы по тактической подготовке, выполнить упражнения по стрельбе из всех видов оружия с оценкой не ниже «хорошо».

 

К осени 1942 года проблема подготовки командных кадров для непрерывно растущей Красной Армии была в основном решена. В августе 1942 года часть курсантов училища была отправлена на фронт младшими командирами. В связи с уменьшением потребности в командных кадрах отправка на фронт курсантов рядовыми и сержантами после 3-5 месячной учёбы проводилась и в 1943 году: в феврале, не получив офицерских званий, ушли на фронт почти все курсанты осеннего набора 1942 года.

 

В целях изучения и внедрения в учебный процесс фронтового опыта в годы войны активно использовалось направление офицеров-преподавателей в боевые части действующей армии. В течение 1941-1943 гг. преподаватели училища выезжали на фронт на 1-2-месячные стажировки. Исполняли различные должности в боевых условиях. После этого возвращались с наградами или после ранений, некоторые не возвращались.

 

В декабре 1943 года прошли фронт 57 командиров, политработников, преподавателей.

 

Курсанты училища с первых дней войны активно помогали труженикам тыла в перестройке предприятий на военный лад, в переводе их на выпуск военной продукции. Периодически по 400-500 человек работали на заводах, занимались установкой станков, оборудования эвакуированных предприятий, разгрузкой сырья  и погрузкой готовой продукции.

 

В сентябре 1942 года училище в полном составе работало на строительстве жилых бараков и землянок для рабочих и их семей, эвакуированных из Сталинграда.

 

В 1943 году курсанты работали на ряде предприятий города, помогая им в выполнении планов выпуска оружия и боевой техники.

 

В 1944 году 600 курсантов работали несколько дней на очистке железнодорожных путей от снежных заносов, 500 человек в течение двух дней участвовали в строительстве железнодорожной ветки к станции Московка.

 

Шефская помощь городу выражалась и в том, что командный состав училища, преподаватели принимали активное участие в военном обучении населения, особенно допризывной молодёжи. Посильную помощь курсанты оказывали  и труженикам села, помогая убирать урожай в колхозах Омской области.

 

Очередная перестройка ожидала училище в августе 1943 года. Произведя набор, в том числе за счёт фронтовиков, училище  перешло на годичную программу обучения. Изменились штаты училища. Вместо пяти курсантских батальонов стало три  по 500 человек.

 

В августе 1943 года  на должность начальника политического отдела прибыл фронтовик майор Бернацкий Осип Осипович. В ноябре начальником училища назначен полковник Сокуров  Георгий Петрович.

 

В августе при училище был создан батальон резерва офицерского состава Сибирского военного округа на 300 человек. Занятия в батальоне проводились по программе курсов усовершенствования «Выстрел». С октября 1943 года по январь 1944 года около 400 офицеров батальона были направлены в резервы частей.

 

Четыре выпуска произвело училище в 1944 году. 1248 офицеров отправились на фронт и приняли участие в боях на завершающем этапе войны.

 

«В ознаменовании 25-й годовщины 1-го Омского военно-пехотного училища имени М.В. Фрунзе, за выдающиеся успехи в подготовке офицерских кадров Красной Армии, наградить училище орденом Красного Знамени».

    (Указ Президиума Верховного  Совета СССР от 27 декабря 1944 года)

 

Училище стало именоваться – Омское военно-пехотное Краснознамённое училище имени М.В. Фрунзе.

 

В этой награде – героические боевые дела 5500 выпускников, вынужденных в сжатые сроки осваивать основы командирского мастерства и совершенствовать их в жестоких схватках с ненавистным врагом. В этой награде – боевые пути и награды более чем 6000 курсантов, которые досрочно, без присвоения офицерских званий, покинули стены училища и сражались на фронтах рядовыми   и сержантами. Награда была вручена 28 декабря 1944 года командующим  Сибирским военным округом генерал-лейтенантом  В.Н. Курдюмовым на плацу  училища.

 

Вечером в помещении Омского драматического театра состоялось торжественное собрание, посвящённое юбилею училища. На этом собрании был объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении группы лучших офицеров, рабочих и служащих правительственными наградами.

 

Годы войны для коллектива училища были годами самоотверженного труда, который можно сравнить с ратным подвигом, когда в труднейших условиях военного времени, недосыпая, недоедая, при скудной учебно-материальной базе, сокращенных до предела сроках обучения выполняли они поставленную задачу – обеспечивали фронт боевыми, политически зрелыми командирами. И эту задачу они выполнили с честью.

 

26 выпускников училища 1941-1945 гг. стали Героями Советского Союза,
4 – полными кавалерами ордена Славы.

 

      «…Даже сейчас, после всех потерь, у нас в дивизии больше тридцати командиров, окончивших Омское пехотное училище, где Орлов прослужил десять лет, прежде чем пришёл  в дивизию, его курсанты. Это, знаете ли, такой костяк, с которым стоит посчитаться, тут  с традициями шутить нельзя…».

                               (К. Симонов. Живые и мёртвые. М. Худ. литература. 1989. с.436)